Информатизация службы занятости
Министерство труда и социальной политики Республики
Тыва и центры занятости населения, осуществляющие
полномочия в области содействия занятости населения, используют следующие программные
комплексы: АИС «Роструд-Контроль», программный
комплекс «Катарсис» и программное обеспечение VipNet.
Специалисты центров
занятости населения предоставляют государственные услуги физическим лицам и
работодателям посредством программного комплекса «Катарсис», которая содержит
подсистему поддержки принятия решений, которая по множеству параметров
отслеживает сложившуюся ситуацию и подсказывает специалисту его правильные
дальнейшие действия. Эксплуатация Катарсиса облегчает труд специалистов службы
занятости и исключает принятие решений, противоречащих действующему
законодательству в сфере занятости населения. Выполнение
всех финансовых расчетов сопровождается подробными пояснениями.
Программный комплекс
«Катарсис» позволяет организовать информационное взаимодействие службы занятости с
различными государственными организациями и банковскими структурами (с
налоговыми органами, Пенсионным Фондом РФ, банками, органами социальной защиты,
органами муниципального управления и
др.) с целью выявления попыток получения социальных выплат обманным путем и
обеспечивает надежную защиту от несанкционированного доступа к персональным
данным получателей государственных услуг. Также согласно требованиям
безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике
Тыва с 2010 года центры занятости населения используют программное обеспечение ViPNet для средств защиты
конфиденциальной информации, включая персональные данные физических лиц и
работодателей, поскольку передача данных и отчетности в Минтруд РТ и Роструд
происходит в online-режиме.
Формирование и ведение регистров получателей услуг
(физических лиц и работодателей) осуществляется во исполнение статьи 16.1
Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации». В связи с этим была разработана автоматизированная информационная
система «Роструд-Контроль» (далее – АИС «Роструд-Контроль») как инструмент
формирования и ведения регистров и основная система автоматизации Федеральной
службы по труду и занятости (далее – Роструд), которая имеет в своем составе
три подсистемы:
1. АИС «Регистры получателей» содержит все электронные личные дела
граждан, зарегистрированных с целью поиска подходящей работы и получавших
какие-либо услуги в центрах занятости населения с января 2010 года (с января
2010 года свыше 21,6 млн. по РФ).
Система обеспечивает анализ данных и поддержку принятия решений в сфере
занятости населения на всех уровнях от Правительства РФ до управлений Роструда;
подготовку выездных проверок путем автоматизированного отбора проблемных
электронных личных дел; автоматизированный надзор и контроль за предоставлением
услуг в центрах занятости населения в субъектах РФ непосредственно с рабочих
мест специалистов Роструда.
Систему
подобного класса имеют только Пенсионный фонд РФ и Федеральная налоговая
служба. Но в АИС «Регистры получателей услуг» Роструда намного больше сведений
по отдельному личному делу, они более разнообразны и сложнее организованы. Также
в 2012 году Рострудом внедрена практика проведения плановых проверок центров
занятости населения путем анализа электронных личных дел без выезда
специалистов в субъект РФ и без передачи в Роструд бумажных личных дел.
Система
обслуживает свыше 3 тысяч
пользователей в Роструде и в субъектах РФ, до 200 пользователей одновременно, свыше 40 тысяч запросов к данным в месяц и более 500 запросов к данным в период пиковой нагрузки.
2. Подсистема «Информационная система консолидация отчетности» содержит основную
и ведомственную отчетную документацию, поступающую в Роструд с 2009 года (свыше
82 тысяч документов). Подсистема
обеспечивает сбор и обобщение государственной и ведомственной отчетности в online-режиме
от органов исполнительной власти 85 субъектов РФ (свыше 24,5 тысяч документов в
год), формирование в Роструде консолидированных отчетов, всесторонний анализ
отчетных данных, подготовка отчетов в Росстат, совместный анализ отчетных
данных со сведениями из электронных личных дел граждан.
Система обслуживает
свыше 3,3 тысяч пользователей в
Роструде и в субъектах РФ, в период активной сдачи отчетов в Роструд до 2 тысяч пользователей в день, в этот же
период до 200 тысяч запросов к
данным.
3. Подсистема «Трудовая
миграция»
содержит данные по установленным для субъектов РФ квотам на привлечение
иностранных работников с 2008 года и
корректировки установленных квот.
Подсистема
обеспечивает расчеты по возможному снижению квот на привлечение иностранных
работников путем моделирования трудоустройства российских граждан на вакантные
рабочие места для иностранных работников; подготовку документов – предложений в
Минтруд по снижению квот.
Перечисленные программные
комплексы обеспечивают анализ
данных, формирование и ведение регистров получателей госуслуг; надзор и контроль
за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном
порядке безработными; сбор отчетов по формам федерального статистического
наблюдения, подготовка консолидированных отчетов для представления различные
органы; мониторинг расходования средств субвенций из федерального бюджета на
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке
безработными; мониторинг увольнения работников в связи с ликвидацией
организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной
занятости работников; контроль эффективности расходов средств субсидий на реализацию программ,
направленных на снижение напряженности на рынке труда, и закрепляемости на
оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов; интеграция с
Государственной автоматизированной системой «Управление».
Данные автоматизированные
информационные системы активно
используют в своей работе специалисты следующих структурных подразделений:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Департамент
занятости населения, Роструд, а также органы исполнительной власти 85 субъектов РФ и более 2,5 тысяч центров занятости населения и
их филиалов.
Центры занятости населения ежедневно предоставляют
на информационный портал «Работа в
России» на сайте www.trudvsem.ru сведения о вакансиях,
поданные работодателем. Данная информация выгружается
из программного комплекса «Катарсис». Портал «Работа в России» Роструда –
единственный информационный ресурс в сети Интернет, который предлагает ищущим работу гражданам
сведения о более чем 1,5 млн.
рабочих мест и работодателям возможность подбора работников, согласных на
трудоустройство с переездом из других субъектов РФ; обслуживает значительное число информационных киосков,
установленных в центрах занятости населения, учреждениях исполнения наказаний «Исправительная колония № 1» и «Лечебно-исправительное учреждении № 2»,
что позволяет пользоваться ресурсом гражданам, не имеющим свободного доступа к
сети Интернет.
Также помимо вышеперечисленных программных
комплексов специалисты при осуществлении своих полномочий в сфере занятости
населения используют следующие программы: Контур-Экстерн, 1С Бухгалтерия,
Консультант Плюс.
Также активно используются информационные технологии при выездном обслуживании населения (с помощью ноутбука и межрайонного мобильного центра занятости населения). Межрайонные мобильные центры занятости населения действуют в Государственных учреждениях Центрах занятости населения Улуг-Хемского, Барун-Хемчикского и Кызылского района. Мобильные центры полностью оснащены компьютерной, аудио- и видеотехникой. Цель использования подобного центра - оказание государственных услуг населению в электронном виде по различным направлениям активной политики занятости в отдаленных районах республики.
Помимо очередной перерегистрации и получения справок по начислению и выплате пособий безработные граждане и граждане, ищущие работу, при помощи ММЦЗН получают информацию о ситуации на рынке труда республики, о видах государственных услуг, оказываемых службой занятости населения. Наиболее популярны консультации по вопросам трудоустройства в другой местности, профессиональной ориентации, профессионального обучения, организации предпринимательской деятельности, по законодательству о занятости и труде.