Личный кабинет Напомнить пароль
Информация о Министерстве
Информация о Министерстве
Руководство
История службы занятости
Центры занятости населения

История службы занятости

Чтобы понять, почему возникла служба занятости населения, как она изменялась в процессе исторического развития нужно остановиться на тех нормативных актах, которые были приняты в свое время.

19 августа 1917 года незадолго до Октябрьской революции принят первый государственный закон о биржах труда. Биржа труда открывались в населенных пунктах с населением не менее 50 тыс. чел. На бирже труда осуществляли регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму, вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда. В итоге во второй половине 1918 года спрос и предложение на рынке труда почти уравновесились.

31 января 1918 года Советское правительство приняло новый закон о биржах труда. Биржи труда были превращены в органы профессионального рабочего движения, действовали в интересах рабочих организаций.

Май 1918 года второй всероссийский съезд комиссаров и страховых касс. Первый и последний съезд самоуправляемых рабочих бирж труда.
В то время маятник трудовой конъюнктуры качнулся на повышение спроса на рабочую силу. Поэтому были введены экономические санкции в отношении «отказников» - запрещение безработным отказываться от направления на работу - лишение права на пособие льгот по социальному страхованию.

Декабрь 1918 года принят советский Кодекс законов о труде, который установил не только обязанность трудится, но и впервые – право на труд. Так же была введена для всех граждан от 16 до 50 лет трудовая повинность. 
Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка в соответствии их специальности и квалификации. Декабрь 1918 года учет и мобилизация трудовых сил на действительную техническую службу.

5 февраля 1920 года начало организации политики трудового фронта. Решение вопросов организации рабочей силы военными методами. Создание комтрудов и кварткомиструдов которые организовывали принуждение населения к выполнению объявленных повинностей, поимку и задержание уклоняющихся от них. Военные органы отвечали за организацию трудового использования частей Красной Армии… Создание Центральной комиссии по использовании частей Красной армии на трудовом фронте. А также Цекомпривлечтруд для тех, кто не занят общественно полезным трудом. Создание первой революционной армии труда на Урале.

28 сентября 1920 года массовая трудовая мобилизация граждан 1886-1888 года рождения для работы на военных заводах и путях.

1921 год Народные комиссариаты труда приступил к демонтажу административно – репрессивного механизма принуждения к труду.

1922 год принятие кодекса законов о труде. Новая политика занятости в условиях НЕПа. Новым было установление норм и условий труда установленных государством гарантий, заключение соглашений между работником (профсоюзом) и работодателем. Отстаивать свои интересы путем споров, конфликтов до забастовок. Отменена трудовая мобилизация и повинность.

7 ноября 1930 год объявление о полной ликвидации безработицы в СССР.

Только через 60 лет произошло возрождение рынка труда. Верховным Советом РСФСР принят Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации». Создана государственная служба занятости (Федеральная служба занятости) которая была образцом нового государственного института созданного в период становления рыночной экономики.


Служба занятости становилась в сложных условиях переходного периода развития российской экономики в 90 годов. В период перехода на рыночные механизмы нужно отметить следующие произошедшие изменения в сфере трудовых отношений:

  • возросшая динамика изменений структуры рабочих мест;
  • наличием безработицы;
  • диктат работодателя;
  • изменение профессиональных требований работодателя к работнику;
  • сочетание жесткой конкуренции при подборе персонала;
  • наличие конкуренции среди рабочей силы;
  • резкие различия в оплате труда, их стихийность и неоправданность, появление новых критериев дифференциации оплаты труда;
  • новые механизмы регуляции отношений в сфере занятости населения;
  • новое соотношение свободного и вынужденного поведения в сфере занятости населения;

В сложных условиях 90-х годов работники службы занятости одно-временно пытались, и создавать структуру, которая приносила пользу людям, и оказывать услуги в сфере подпора подходящей работы, могли оказать психологическую поддержку населению, выплачивать различные социальные трансферты населению. Также максимально гибко пытались строить работу службы занятости по решению тех задач, которые были поставлены пе-ред ними.

За прошедшие годы многие работники службы занятости работали в разных условиях, но всегда мы все были едины в поиске новых форм работы, реализации новых программ, были и ошибки и недостатки, набивали шишки, но зачастую были и впереди в решении неизвестных ранее проблем.

У истоков создания службы занятости населения стояли заместитель председателя Государственного комитета Тувинской АССР по труду Полтавцева Капитолина Николаевна, Оюн Раиса Кадыг-ооловна, Кюрю Урана Алдын-ооловна перешедшие из Государственного комитета Тувинской АССР по труду, которые создавали службу занятости населения в республики с нуля.

Первым руководителем республиканской службы занятости был Монгуш Чаагай-оол Серенович.

Ветераны службы занятости:

  1. Кара-Сал Артык-Кыс Кызыл-ооловна
  2. Тимербаева Галина Ивановна
  3. Сат Николай Калчан-оолович
  4. Якушкина Лидия Михайловна
  5. Демдек Сарыг Донгакович
  6. Иргит Бай-Белек Мазылаевич
  7. Очур Ирина Шекпер-ооловна
  8. Майдыр Монге Махооевич
  9. Доржу Генадий Васильевич
  10. Тулякова Кама Намчаловна
  11. Куулар Эрес-оол Маскыр-оолович
  12. Салчак Сергей Николаевич
  13. Шожукпан Мария Монгушовна
  14. Самбу Биза Лопсановна
  15. Сарыглар Павел Тоорукпааевич
  16. Очур-оол Сергей Климентьевич
  17. Буурулдай Александр Намзырааевич

Более 10 лет в службе занятости работают:

  • Сергеева Галина Александровна, директор Государственного учрежде-ния Центра занятости населения г. Кызыла;
  • Ондар Галина Сатовна, директор Государственного учреждения службы занятости населения Кызылского кожууна;
  • Шимит Валентина Семис-ооловна, ведущий специалист Государственного учреждения службы занятости населения Бай-Тайгинского кожууна;
  • Морозова Елена Владимировна, ведущий специалист Государственного учреждения службы занятости населения Чеди-Хольского кожууна;
  • Лопсаней Алимаа Болат-ооловна, ведущий специалист городского центра занятости населения;
  • Монгуш Мария Седип – ооловна, ведущий инспектор Государственного учреждения службы занятости населения Дзун – Хемчикского кожууна;
  • Кривцова Валентина Ульяновна, ведущий инспектор Государственного учреждения службы занятости населения Каа – Хемского кожууна;
  • Ооржак Татьяна Александровна, ведущий инспектор Государственного учреждения службы занятости населения Сут - Хольского кожууна;
  • Попуу Валентина Дилгижековна, директор Государственного учреждения службы занятости населения Монгун-Тайгинского кожууна;
  • Артна Чечек Валерьяновна, начальник отдела анализа рынка труда, со-действия занятости, социальной поддержки, профориентации и профподготовки;
  • Оюн Саида Монгушевна, главный специалист отдела анализа рынка труда, содействия занятости, социальной поддержки, профориентации и профподготовки;
  • Оюн Людмила Дадый – ооловна, начальник финансово - бухгалтерского отдела;
  • Плотникова Надежда Ивановна, главный специалист финансово- бухгалтерского отдела;
  • Аракчаа Алена Марыковна, главный специалист финансово- бухгалтерского отдела;
  • Артаа Лариса Ангыр – ооловна, специалист 1 категории;
  • Тарбастаева Галина Михайловна, специалист 1 категории;
  • Сат Людмила Дарымаевна, секретарь – референт;
  • Кыргыс Юрий Даш – оолович, специалист 1 категории контрольно - ревизионной группы.

Первыми наградами Федеральной службы занятости России - почетными грамотами за высокие достижения в труде и в связи с пятилетием федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации были награждены:

  • Кюрю Урана Алдын-ооловна (тогда – начальник отдела рынка труда и программ занятости Министерства труда и занятости населения Республики Тыва);
  • Доржу Геннадий Васильевич (директор центра труда и занятости Пий-Хемского кожууна);
  • Тимербаева Галина Ивановна (ведущий специалист центра труда и занятости г. Кызыла).

Первым Почетным работником Министерства труда и социального развития Российской Федерации за многолетний плодотворный труд, особые заслуги в социально-трудовой сфере, связанные с достижениями в области обеспечения эффективной занятости населения стала Оюн Раиса Кадыг-ооловна, специалист I категории отдела содействия занятости населения Управления федеральной государственной службы занятости населения по Республике Тыва.

Также нагрудным знаком «Почетный работник Министерства труда и социального развития Российской Федерации» награждены Кюрю Урана Алдын-ооловна, заместитель начальника и Мон Светлана Кара-ооловна, главный специалист отдела содействия занятости населения Управления федеральной государственной службы занятости населения по Республике Тыва.

С 2001 года службу занятости возглавил Чаж-оол Виталий Сергеевич. Под его руководством реализуются основные направления государственной политики в области содействия занятости населения.

В настоящее время служба занятости по Республике Тыва представляет собой гибкую структурно-функциональную систему, которая позволяет ей достаточно активно контролировать ситуацию на рынке труда, видеть проблему каждого человека, возвращать ему конкурентоспособность и надежду, уважать его личность и содействовать ее развитию. На сегодня она является единственной службой, которая работает как с гражданами так и с работодателями.

А сегодня службы занятости населения продолжают работать в оперативном темпе, набранном и заложенном за годы своего существования, рас-полагают всем необходимым, укомплектованы квалифицированными специалистами в области содействия занятости населения, отработана технология по приему и дальнейшему обслуживанию клиентов, а их с каждым годом все больше обращается в службы занятости.

Служба занятости способна эффективно противостоять безработице во взаимодействии с работодателями, общественными организациями и органами государственной власти.

Почти вековая история развития государственной службы занятости в рыночных экономиках убедительно доказала ее способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных к вызовам времени. Именно поэтому ни одно государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса данного института.

За эти годы наша служба прошла динамичный и трудный путь становления и развития, помогла многим тысячам гражданам найти работу, получить новые конкурентоспособные профессии и специальности, организовать собственное дело. Профессиональная деятельность работников службы занятости по реализации государственной политики занятости населения сегодня как никогда востребована и успешна. За эти прошедшие годы менялись статус службы, методики работы, основы службы занятости. Но неизменным осталось главное - сплоченный коллектив единомышленников, людей знающих свое дело, глубоко заинтересованных в эффективной работе на благо населения республики в деле защиты их от безработицы, помощи им занятия достойного места в нашем обществе. Многие специалисты службы занятости получили высокие награды родины.