История службы занятости
Чтобы понять, почему возникла служба
занятости населения, как она изменялась в процессе исторического
развития нужно остановиться на тех нормативных актах, которые были
приняты в свое время.
19 августа 1917 года
незадолго до Октябрьской революции принят первый государственный закон о
биржах труда. Биржа труда открывались в населенных пунктах с
населением не менее 50 тыс. чел. На бирже труда осуществляли
регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические
услуги по найму, вели статистику и систематизацию сведений о рынке
труда. В итоге во второй половине 1918 года спрос и предложение на
рынке труда почти уравновесились.
31 января 1918 года
Советское правительство приняло новый закон о биржах труда. Биржи труда
были превращены в органы профессионального рабочего движения,
действовали в интересах рабочих организаций.
Май 1918 года второй всероссийский съезд комиссаров и страховых касс. Первый и последний съезд самоуправляемых рабочих бирж труда. В
то время маятник трудовой конъюнктуры качнулся на повышение спроса на
рабочую силу. Поэтому были введены экономические санкции в отношении
«отказников» - запрещение безработным отказываться от направления на
работу - лишение права на пособие льгот по социальному страхованию.
Декабрь 1918 года
принят советский Кодекс законов о труде, который установил не только
обязанность трудится, но и впервые – право на труд. Так же была введена
для всех граждан от 16 до 50 лет трудовая повинность. Безработным
считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения
рабочей силы, не имевший работы по своей специальности. Все они получали
пособия из фонда для безработных в полном размере заработка в
соответствии их специальности и квалификации. Декабрь 1918 года учет и
мобилизация трудовых сил на действительную техническую службу.
5 февраля 1920 года
начало организации политики трудового фронта. Решение вопросов
организации рабочей силы военными методами. Создание комтрудов и
кварткомиструдов которые организовывали принуждение населения к
выполнению объявленных повинностей, поимку и задержание уклоняющихся от
них. Военные органы отвечали за организацию трудового использования
частей Красной Армии… Создание Центральной комиссии по использовании
частей Красной армии на трудовом фронте. А также Цекомпривлечтруд для
тех, кто не занят общественно полезным трудом. Создание первой
революционной армии труда на Урале.
28 сентября 1920 года массовая трудовая мобилизация граждан 1886-1888 года рождения для работы на военных заводах и путях.
1921 год Народные комиссариаты труда приступил к демонтажу административно – репрессивного механизма принуждения к труду.
1922 год принятие
кодекса законов о труде. Новая политика занятости в условиях НЕПа. Новым
было установление норм и условий труда установленных государством
гарантий, заключение соглашений между работником (профсоюзом) и
работодателем. Отстаивать свои интересы путем споров, конфликтов до
забастовок. Отменена трудовая мобилизация и повинность.
7 ноября 1930 год объявление о полной ликвидации безработицы в СССР.
Только через 60 лет произошло возрождение рынка труда. Верховным Советом РСФСР принят Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1
«О занятости населения Российской Федерации». Создана государственная
служба занятости (Федеральная служба занятости) которая была образцом
нового государственного института созданного в период становления
рыночной экономики.
Служба занятости становилась в сложных
условиях переходного периода развития российской экономики в 90 годов.
В период перехода на рыночные механизмы нужно отметить следующие
произошедшие изменения в сфере трудовых отношений:
- возросшая динамика изменений структуры рабочих мест;
- наличием безработицы;
- диктат работодателя;
- изменение профессиональных требований работодателя к работнику;
- сочетание жесткой конкуренции при подборе персонала;
- наличие конкуренции среди рабочей силы;
- резкие различия в оплате труда, их стихийность и неоправданность, появление новых критериев дифференциации оплаты труда;
- новые механизмы регуляции отношений в сфере занятости населения;
- новое соотношение свободного и вынужденного поведения в сфере занятости населения;
В сложных условиях 90-х годов работники
службы занятости одно-временно пытались, и создавать структуру, которая
приносила пользу людям, и оказывать услуги в сфере подпора подходящей
работы, могли оказать психологическую поддержку населению, выплачивать
различные социальные трансферты населению. Также максимально гибко
пытались строить работу службы занятости по решению тех задач, которые
были поставлены пе-ред ними.
За прошедшие годы многие работники
службы занятости работали в разных условиях, но всегда мы все были
едины в поиске новых форм работы, реализации новых программ, были и
ошибки и недостатки, набивали шишки, но зачастую были и впереди в
решении неизвестных ранее проблем.
У истоков создания службы занятости
населения стояли заместитель председателя Государственного комитета
Тувинской АССР по труду Полтавцева Капитолина Николаевна, Оюн Раиса
Кадыг-ооловна, Кюрю Урана Алдын-ооловна перешедшие из Государственного
комитета Тувинской АССР по труду, которые создавали службу занятости
населения в республики с нуля.
Первым руководителем республиканской службы занятости был Монгуш Чаагай-оол Серенович.
Ветераны службы занятости:
- Кара-Сал Артык-Кыс Кызыл-ооловна
- Тимербаева Галина Ивановна
- Сат Николай Калчан-оолович
- Якушкина Лидия Михайловна
- Демдек Сарыг Донгакович
- Иргит Бай-Белек Мазылаевич
- Очур Ирина Шекпер-ооловна
- Майдыр Монге Махооевич
- Доржу Генадий Васильевич
- Тулякова Кама Намчаловна
- Куулар Эрес-оол Маскыр-оолович
- Салчак Сергей Николаевич
- Шожукпан Мария Монгушовна
- Самбу Биза Лопсановна
- Сарыглар Павел Тоорукпааевич
- Очур-оол Сергей Климентьевич
- Буурулдай Александр Намзырааевич
Более 10 лет в службе занятости работают:
- Сергеева Галина Александровна, директор Государственного учрежде-ния Центра занятости населения г. Кызыла;
- Ондар Галина Сатовна, директор Государственного учреждения службы занятости населения Кызылского кожууна;
- Шимит Валентина Семис-ооловна, ведущий специалист Государственного
учреждения службы занятости населения Бай-Тайгинского кожууна;
- Морозова Елена Владимировна, ведущий специалист Государственного учреждения службы занятости населения Чеди-Хольского кожууна;
- Лопсаней Алимаа Болат-ооловна, ведущий специалист городского центра занятости населения;
- Монгуш Мария Седип – ооловна, ведущий инспектор Государственного
учреждения службы занятости населения Дзун – Хемчикского кожууна;
- Кривцова Валентина Ульяновна, ведущий инспектор Государственного учреждения службы занятости населения Каа – Хемского кожууна;
- Ооржак Татьяна Александровна, ведущий инспектор Государственного учреждения службы занятости населения Сут - Хольского кожууна;
- Попуу Валентина Дилгижековна, директор Государственного учреждения службы занятости населения Монгун-Тайгинского кожууна;
- Артна Чечек Валерьяновна, начальник отдела анализа рынка труда,
со-действия занятости, социальной поддержки, профориентации и
профподготовки;
- Оюн Саида Монгушевна, главный специалист отдела анализа рынка труда,
содействия занятости, социальной поддержки, профориентации и
профподготовки;
- Оюн Людмила Дадый – ооловна, начальник финансово - бухгалтерского отдела;
- Плотникова Надежда Ивановна, главный специалист финансово- бухгалтерского отдела;
- Аракчаа Алена Марыковна, главный специалист финансово- бухгалтерского отдела;
- Артаа Лариса Ангыр – ооловна, специалист 1 категории;
- Тарбастаева Галина Михайловна, специалист 1 категории;
- Сат Людмила Дарымаевна, секретарь – референт;
- Кыргыс Юрий Даш – оолович, специалист 1 категории контрольно - ревизионной группы.
Первыми наградами Федеральной службы
занятости России - почетными грамотами за высокие достижения в труде и в
связи с пятилетием федеральной государственной службы занятости
населения Российской Федерации были награждены:
- Кюрю Урана Алдын-ооловна (тогда – начальник отдела рынка труда и
программ занятости Министерства труда и занятости населения Республики
Тыва);
- Доржу Геннадий Васильевич (директор центра труда и занятости Пий-Хемского кожууна);
- Тимербаева Галина Ивановна (ведущий специалист центра труда и занятости г. Кызыла).
Первым Почетным работником Министерства
труда и социального развития Российской Федерации за многолетний
плодотворный труд, особые заслуги в социально-трудовой сфере, связанные с
достижениями в области обеспечения эффективной занятости населения
стала Оюн Раиса Кадыг-ооловна, специалист I категории отдела содействия
занятости населения Управления федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Тыва.
Также нагрудным знаком «Почетный
работник Министерства труда и социального развития Российской Федерации»
награждены Кюрю Урана Алдын-ооловна, заместитель начальника и Мон
Светлана Кара-ооловна, главный специалист отдела содействия занятости
населения Управления федеральной государственной службы занятости
населения по Республике Тыва.
С 2001 года службу занятости возглавил
Чаж-оол Виталий Сергеевич. Под его руководством реализуются основные
направления государственной политики в области содействия занятости
населения.
В настоящее время служба занятости по
Республике Тыва представляет собой гибкую структурно-функциональную
систему, которая позволяет ей достаточно активно контролировать ситуацию
на рынке труда, видеть проблему каждого человека, возвращать ему
конкурентоспособность и надежду, уважать его личность и содействовать ее
развитию. На сегодня она является единственной службой, которая
работает как с гражданами так и с работодателями.
А сегодня службы занятости населения
продолжают работать в оперативном темпе, набранном и заложенном за годы
своего существования, рас-полагают всем необходимым, укомплектованы
квалифицированными специалистами в области содействия занятости
населения, отработана технология по приему и дальнейшему обслуживанию
клиентов, а их с каждым годом все больше обращается в службы занятости.
Служба занятости способна эффективно
противостоять безработице во взаимодействии с работодателями,
общественными организациями и органами государственной власти.
Почти вековая история развития
государственной службы занятости в рыночных экономиках убедительно
доказала ее способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то
экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы
обслуживания безработных к вызовам времени. Именно поэтому ни одно
государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса
данного института.
За эти годы наша служба прошла
динамичный и трудный путь становления и развития, помогла многим тысячам
гражданам найти работу, получить новые конкурентоспособные профессии и
специальности, организовать собственное дело. Профессиональная
деятельность работников службы занятости по реализации государственной
политики занятости населения сегодня как никогда востребована и успешна.
За эти прошедшие годы менялись статус службы, методики работы, основы
службы занятости. Но неизменным осталось главное - сплоченный коллектив
единомышленников, людей знающих свое дело, глубоко заинтересованных в
эффективной работе на благо населения республики в деле защиты их от
безработицы, помощи им занятия достойного места в нашем обществе. Многие
специалисты службы занятости получили высокие награды родины. |